Цифровизация и общий план: что нужно ЕАЭС для роста экономики?

19-02-2021
1272

Прошлый год оказался непростым для всего мира, и страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не стали исключением. Такие выводы можно сделать из аналитического обзора, опубликованного Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в феврале. Согласно документу, ВВП союза показал спад в 3,3 процента с января по сентябрь 2020 года.

Впрочем, некоторые отрасли экономики ЕАЭС начали восстанавливаться еще в прошлом году, например, сельское хозяйство и строительство. Чем вызван рост отдельных сегментов экономики ЕАЭС в период пандемии и что ждет страны союза в 2021 году — в аналитическом обзоре агентства Sputnik.

Объемы промышленного производства ЕАЭС в 2020 году снизились почти на 3 процента к уровню 2019-го и составили около 1 триллиона долларов, говорится в отчете ЕЭК. Однако это было прогнозируемо, отмечают авторы документа: из-за введения ограничений в период коронавируса, в том числе закрытия границ и отмены авиасообщения между странами, снизились продажи топлива и нефтяных продуктов. А для государств — членов ЕАЭС сырьевой сектор является одним из важнейших в сфере экспорта.

Винить в кризисе ЕАЭС исключительно пандемию нельзя, считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.

"Влияние пандемии в каждой стране было разным — например, Беларусь отказалась от жестких ограничений, а Казахстан переживал серьезные проблемы из-за коронавируса, неоднократно вводил локдаун. К тому же в ЕАЭС были некоторые сопутствующие проблемы, не связанные с пандемией, — сложности политического характера возникали в Кыргызстане, события в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике ударили по экономике Армении. Сыграло роль и ослабление рубля, а также другой национальной валюты, поскольку экономики стран в рамках союза зависят друг от друга", — считает эксперт.

Сельское хозяйство растет

Между тем, пока индикаторы сырьевого сектора прогнозируемо сократились, за 2020 год в ЕАЭС на 4 процента возросли объемы обрабатывающей промышленности. Причем наибольшую позитивную динамику показывают такие виды производства, как мука, колбасные изделия и молочные продукты, — то есть продукция, напрямую связанная с сельским хозяйством.

Согласно отчету ЕЭК, усиление доли сельского хозяйства наблюдалось во всех государствах — членах ЕАЭС. Средний рост производства сельхозпродукции в союзе составил 2,3 процента к уровню прошлого года. Особенно заметно агропром укрепился в Беларуси (на 4,9 процента) и Казахстане (5,6).

Как считает аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, улучшение показателей объясняется тем, что коронакризис меньше всего повлиял на аграрную промышленность.

"Карантинные ограничения в большей степени затрагивали городские, а не сельские территории. Кроме того, отсутствие серьезных негативных погодных явлений также обеспечило поддержку сельскохозяйственному производству в прошлом году. Определенную поддержку экономики Беларуси оказало наличие отлаженных каналов сбыта экспортной продукции на российском рынке, благодаря которым экспорт снизился не так существенно, как в других странах ЕАЭС", — рассказал эксперт.

Как ранее в интервью Sputnik рассказывал министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев, рост несырьевого сектора вызван и увеличением поставок продовольственных продуктов в Китай. По данным ЕЭК, около 20 процентов товарооборота союза приходится на торговлю с КНР. Данный показатель важен в условиях глобального кризиса, когда объем внешней торговли государств — членов ЕАЭС с января по ноябрь составил почти 560 миллиардов долларов, снизившись на 16,4 процента по сравнению с торговым оборотом за аналогичный период прошлого года.

Когда восстановится авиация?

Транспортная сфера ЕАЭС в связи с сокращением торговли также столкнулась с кризисом. В связи с этим существенно изменилась и структура обслуживания мировых грузопотоков, сообщил агентству Sputnik начальник отдела Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Сергей Негрей.

"Из статистических данных можно сделать вывод, что грузооборот в союзе в 2020 году снизился всего на 1,6 процента. При этом объем контейнерных перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай на 64 процента превысил показатель 2019 года", — сказал он.

Основные перемены коснулись авиаперевозок, уточняет эксперт. По словам Сергея Негрея, фактическая остановка авиасообщения между странами вынудила авиакомпании перевозить в салонах самолетов грузы вместо пассажиров.

"На данный момент использование пассажирских самолетов для перевозки грузов — это тренд рынка. Кроме того, в 2020 году появилась необходимость срочной доставки грузов в рамках борьбы с пандемией — это маски, перчатки, защитные костюмы, оборудование и препараты", — уточняет он. Прогнозировать ситуацию в сфере перевозок грузов и пассажиров воздушным транспортом на 2021-й сложно, поскольку докризисный уровень в сфере авиации может быть достигнут только через 2-3 года, считает Сергей Негрей. Что касается пассажиропотока на железных дорогах, в этом году, возможно, он составит 50 процентов от уровня 2019 года при условии массовой вакцинации и смягчения ограничительных мер, связанных с пандемией. На данный момент, по информации ЕЭК, из 70 железнодорожных трансграничных пассажирских маршрутов восстановлены лишь два: Минск — Москва — Минск и Москва — Калининград — Москва.

Интеграция имеет смысл

В текущем году экономики стран ЕАЭС ожидает восстановительный рост, считает Дмитрий Плеханов. Он будет происходить на фоне постепенного снятия как внутренних, так и внешних карантинных ограничений.

"Восстановление мировой экономики окажет поддержку ценам на сырьевые товары, что будет способствовать улучшению экономических перспектив стран —экспортеров сырьевых ресурсов: Казахстана и России", — прогнозирует аналитик.

Помимо сырьевого сектора, улучшения коснутся сферы строительства, которая уже в 2020 году увеличилась на 0,7 процента. Данный показатель союзу обеспечили Казахстан, где продолжала работать госпрограмма строительства доступного жилья, и Беларусь — в стране продолжались строительные работы.

Для еще более ускоренного восстановления экономики в ЕАЭС необходим ряд дополнительных мер, считает Дмитрий Офицеров-Бельский.