Public procurement system in the Kyrgyz Republic

17/11/2020
2166 | 0
Nurida Baizakova

Nurida Baizakova, Director of the Public Procurement Department under the Ministry of Finance of the Kyrgyz Republic

Public procurement is the purchase of goods, performance of work and the provision of various kinds of services for the needs of the state, carried out at public funds. As a rule, public procurement affects all spheres of public life (from the purchase of office supplies, furniture, construction of buildings, structures, to the purchase of medical equipment, vehicles, medicines and food).

The annual volume of successfully conducted public procurement is more than 63.0 billion soms. For example, in 2019, 77,477 tenders were successfully held for the amount of 63.2 billion soms, of which goods for 33.8 billion soms, works for 18.1 billion soms, services for 11.3 billion soms. For comparison, in 2018, 87,159 tenders were successfully held for a total of 69.9 billion soms, of which goods for 43.5 billion soms, jobs for 16.9 billion soms, services for 9.5 billion soms.

Currently, public procurement is carried out in accordance with the Law of the Kyrgyz Republic "On Public Procurement" dated April 3, 2015 No. 72 (hereinafter referred to as the Law) and a number of by-laws. The public procurement system of the Kyrgyz Republic is based on the principles of publicity, openness, legality and impartiality in relation to suppliers (contractors). The legislation in the field of public procurement regulates the procedure for conducting procurement in the Kyrgyz Republic, clearly delineates the powers and functions of stakeholders, and provides for an appeal mechanism during procurement procedures.

The law provides for public procurement methods such as one-stage, two-stage, simplified, lowering prices and the method of direct contracting. Also, the Law provides for a two-package method of a one-stage method. In addition, the Law provides for a tender to conclude a framework agreement; conducting prequalification procedures, as well as conducting centralized procurement. For the procurement of consulting services, the law provides for five selection methods: selection based on qualifications and cost; selection by qualification; selection under a fixed budget; selection at the lowest price; selection by direct conclusion of a contract.

According to the current legislation in the field of public procurement, purchasing organizations (hereinafter referred to as customers) are all budgetary organizations, state and municipal enterprises and joint stock companies with a state share of 50 percent or more. At the same time, suppliers (contractors) can be individual entrepreneurs, representatives of small and medium-sized businesses, representatives of large enterprises and companies, LLCs, JSCs, enterprises of any form of ownership, both domestic and foreign, with the necessary experience, timely paying taxes and social contributions , and meeting other criteria provided by the customer.

Thus, you cannot spend the funds provided for procurement at your own discretion. It is also impossible to choose "their" supplier, since customers must hold a tender, objectively and impartially evaluate all received offers from suppliers, and choose the offer that is most suitable for price, price and quality, depending on the chosen procurement method.

Since 2015, all public procurement is carried out electronically on the public procurement portal http://zakupki.gov.kg (hereinafter referred to as the portal). To date, the portal is the only source of information on ongoing public procurement, as well as a tool that allows you to implement the entire cycle of procurement procedures for both the procuring entity and suppliers (contractors). Procurement information is published on the portal and must contain all requirements and criteria for suppliers. After the announcement is published, everyone who is willing and able to participate form their applications (so-called competitive applications) and submit in electronic form on the portal. Since the introduction of the portal (June 2, 2014) to date, 27,590 suppliers (contractors) and 4,072 procuring entities have been registered on the public procurement web portal.

The main advantages of the electronic public procurement system are:

  • Unified procedure for the formation and placement of state orders;
  • Easy access to information;
  • Creation of equal conditions of competition among suppliers;
  • Reducing budgetary expenditures for the purchase of goods, works and services for state needs through increased competition;
  • Reducing the cost of conducting public procurement procedures, since procurement announcements are published free of charge;
  • Detailed statistics of the purchased goods, works and services (through the General Classifier of Public Procurements - OKGZ);
  • Significant reduction of paper workflow;
  • Increasing the transparency of public procurement procedures.

The portal provides the following functionality:

  1. Simplified registration of participants in the process;
  2. Open participation in competitions;
  3. Access to tender documents;
  4. Transparency of decision-making during procurement procedures;
  5. Online filing of complaints;
  6. Possibility of price monitoring;
  7. Open access to the regulatory framework;
  8. Available information about the winners of the competitions.

The Department of Public Procurement under the Ministry of Finance of the Kyrgyz Republic (hereinafter referred to as the Department) is taking measures to improve the public procurement system on an ongoing basis.

Based on the analysis and monitoring of ongoing public procurement, incoming complaints and appeals, in order to support domestic producers, simplify public procurement procedures, reduce corruption risks, measures are being taken to improve legislation in the field of public procurement. Also, work is underway to improve the functionality of the portal, bring it in line with the requirements of legislation and integrate with other information systems. Today, the portal is integrated:

  • with the system of the Central Treasury "IS Treasury Budget" for the purpose of reflecting the cost estimate, the amount of concluded contracts and accounting for the savings in the procurement of budgetary organizations;
  • with the database of the State Tax Service for automatic receipt of information on tax arrears and arrears of social benefits (2019);

In the medium term, it is planned to implement the following measures:

  • Implementation of an electronic signature (ES) to improve the security of personal accounts, harmonize and develop software for the mutual recognition of ES in the EAEU member states, as well as for holding tenders on the web portal of public procurement and signing documents using ES. A full transition to ES with authorization and identification of users of the public procurement web portal is planned to be carried out from January 1, 2021, after the acquisition of ES by all users of the public procurement web portal. From October to December 2020, time is provided for the purchase of electronic signature by users of the public procurement web portal.
  • Implementation of the module "consulting services" on the portal. At the moment, the module has been developed and preparatory work is being carried out in the test environment of the electronic public procurement system, after which pilot tenders for consulting services will be held. The work is scheduled to be completed by the end of 2020.
  • Ensuring transparency of the post-tender phase. Relevant changes are provided for in the draft law “On Amendments to the Law of the Kyrgyz Republic“ On Public Procurement ”. After the approval of the necessary amendments to the Law, it is necessary to improve the functionality of the portal by reflecting the post-tender phase (subject and purchase price, delivery schedule, payment terms) to ensure transparency of the processes occurring after the conclusion of the procurement contract.
  • Integration of the public procurement portal with the information systems of other government bodies for the effective exchange of the necessary data.
  • Introduce a mechanism for paid complaints of suppliers (contractors) to reduce the filing of unfounded complaints and stimulate the activities of the Independent Interdepartmental Complaints Commission (hereinafter referred to as the Commission). It should be noted that at present, the members of the Commission work on a voluntary basis (on a free basis). To ensure the sustainability of the established grievance mechanism, it is necessary to introduce a grievance fee. Corresponding changes have already been made to the Law and preparatory work is underway to include complaints handling services in the list of paid public services.
  • Creation of a database of suppliers (contractors), providing for the presence of a profile of participants in public procurement to prevent cases of fraud, supply of goods of inadequate quality and unfair fulfillment of contractual obligations. In turn, this will allow obtaining reliable and up-to-date information about suppliers (contractors), since it is planned to integrate the created Database of suppliers (contractors) with existing state information resources. This measure is underway as part of USAID's technical assistance provided at the request of the Department.
  • Creation of a tool for public monitoring through the development and implementation of appropriate software products.

Система государственных закупок в Кыргызской Республике

Система государственных закупок  в Кыргызской Республике
17/11/2020
1222 | 25
Байзакова Нурида Асановна

Байзакова Нурида Асановна директор Департамента государственных закупок при Министерстве финансов КР

Государственные закупки – это приобретение товара, проведение работ и оказание различного рода услуг для нужд государства, осуществляемые за государственные средства. Как правило, государственные закупки затрагивают все сферы общественной жизни (от приобретения канцелярских товаров, мебели, строительства зданий, строений сооружений, до покупки медицинской техники, транспортных средств, лекарственных препаратов и продуктов питания).

Годовой объем успешно проведенных государственных закупок составляет более 63,0 миллиардов сомов. Так например, в 2019 году успешно состоялось 77 477 конкурсов на сумму 63,2 млрд. сомов, из них товары на 33,8 млрд.сомов, работы на 18,1 млрд.сомов, услуги на 11,3 млрд.сомов. Для сравнения, в 2018 году успешно состоялось 87 159 конкурсов на общую сумму 69,9 млрд.сомов, их них товары на 43,5 млрд.сомов, работы на 16,9 млрд.сомов, услуги на 9,5 млрд.сомов.

В настоящее время, государственные закупки осуществляются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» от 3 апреля 2015 года № 72 (далее – Закон) и рядом подзаконных нормативных правовых актов. Система государственных закупок Кыргызской Республики основана на принципах публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков). Законодательством в сфере государственных закупок регламентирован порядок проведения закупок в Кыргызской Республике, четко разграничены полномочия и функции заинтересованных сторон, предусмотрен механизм обжалования при проведении процедур закупок.

Законом предусматриваются методы государственных закупок, такие как одноэтапный, двухэтапный, упрощенный, на понижение цены и метод прямого заключения договора. Также Законом предусмотрен двухпакетный способ одноэтапного метода. Кроме того, Законом предусмотрено проведение конкурса для заключения рамочного соглашения; проведение предквалификационных процедур, а также проведение централизованных закупок. Для закупки консультационных услуг, в законе предусмотрены пять методов проведения отбора: отбор по квалификации и стоимости; отбор по квалификации; отбор в условиях фиксированного бюджета; отбор по наименьшей цене; отбор посредством прямого заключения договора.

Согласно действующему законодательству в сфере государственных закупок, закупающими организациями (далее - заказчики) являются все бюджетные организации, государственные и муниципальные предприятия и акционерные общества с государственной долей участия 50 и более процентов. При этом, поставщиками (подрядчиками) могут являться индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, представители крупных предприятий и компаний, ОсОО, АО, предприятия любой формы собственности, как отечественные, так и иностранные, имеющие необходимый опыт, своевременно оплачивающие налоги и социальные отчисления, и отвечающие другим критериям, предъявляемым заказчиком.

Таким образом, расходовать средства, предусмотренные на закупки, по своему усмотрению нельзя. Выбирать «своего» поставщика тоже нельзя, так как заказчики должны провести конкурс, объективно и беспристрастно оценить все поступившие предложения от поставщиков, и выбрать предложение, наиболее подходящее по цене, по цене и качеству в зависимости от выбранного метода закупок.

Начиная с 2015 года, все государственные закупки проводятся в электронной форме на портале государственных закупок http://zakupki.gov.kg (далее – портал). На сегодняшний день, портал является единственным источником информации о проводимых государственных закупках, а также инструментом, позволяющий реализовать весь цикл процедур закупок как для закупающей организации, так и для поставщиков (подрядчиков). Информация о закупках публикуется на портале и должна содержать все предъявляемые к поставщикам требования и критерии. После публикации объявления, все, кто желает и может принять участие, формируют свои заявки (так называемые конкурсные заявки) и подают в электронной форме на портале. С момента внедрения портала (2 июня 2014 года) по сегодняшний день на веб-портале государственных закупок зарегистрировано 27 590 поставщиков (подрядчиков) и 4 072 закупающих организаций.

Основными преимуществами электронной системы государственных закупок являются:

  • Единый порядок формирования и размещения государственного заказа;
  • Легкий доступ к информации;
  • Создание равных условий конкуренции среди поставщиков;
  • Снижение бюджетных расходов на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд посредством расширения конкуренции;
  • Сокращение затрат на проведение процедур государственных закупок, так как объявления о закупке публикуются бесплатно;
  • Детальная статистика приобретаемых товаров, работ и услуг (посредством Общего классификатора государственных закупок-ОКГЗ);
  • Значительное сокращение бумажного документооборота;
  • Повышение прозрачности процедур государственных закупок.

Портал обеспечивает следующую функциональность:

  1. Упрощённая регистрация участников процесса;
  2. Открытое участие в конкурсах;
  3. Доступ к конкурсным документам;
  4. Прозрачность принятия решения при проведении процедур закупок;
  5. Онлайн подача жалоб;
  6. Возможность мониторинга цен;
  7. Открытый доступ к нормативно-правовой базе;
  8. Доступная информация о победителях конкурсов.

Департаментом государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики (далее – Департамент) на постоянной основе принимаются меры по совершенствованию системы государственных закупок.

На основе анализа и мониторинга проводимых государственных закупок, поступающих жалоб и обращений, в целях поддержки отечественных товаропроизводителей, упрощения процедур проведения государственных закупок, снижения коррупционных рисков, принимаются меры по совершенствованию законодательства в сфере государственных закупок. Также, ведется работа по улучшению функциональности портала, приведения его в соответствие с требованиями законодательства и интеграции с другими информационными системами. На сегодняшний день, портал интегрирован:

  • с системой Центрального казначейства «IS Казна бюджет» на предмет отражения сметы расходов, суммы заключенных договоров и учета сэкономленных средств при проведении закупок бюджетными организациями;
  • с базой данных Государственной налоговый службы на предмет автоматического получения сведения о налоговой задолженности и задолженности по социальным выплатам (2019 год);

В среднесрочной перспективе планируется осуществить следующие меры:

  • Внедрение электронной подписи (ЭП) для повышения безопасности личных кабинетов, гармонизации и разработки программного обеспечения по взаимному признанию ЭП в странах-участницах ЕАЭС, а также для проведения конкурсов на веб-портале государственных закупок и подписания документов с применением ЭП. Полный переход к ЭП с авторизацией и идентификацией пользователей веб-портала государственных закупок планируется осуществить с 1 января 2021 года, после приобретения ЭП всеми пользователями веб-портала государственных закупок. С октября по декабрь 2020 года предоставлено время для приобретения ЭП пользователями веб-портала государственных закупок.
  • Внедрение модуля «консультационные услуги» на портале. На данный момент, модуль разработан и проводится подготовительная работа в тестовой среде электронной системы государственных закупок, после чего будут проведены пилотные конкурсы по консультационным услугам. Работы планируется завершить до конца 2020 года.
  • Обеспечение прозрачности посттендерной фазы. Соответствующие изменения предусмотрены в законопроекте «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках». После утверждения необходимых поправок в Закон, необходимо совершенствование функциональности портала посредством отражения посттендерной фазы (предмет и цена закупки, график поставок, сроки платежей) для обеспечения прозрачности процессов, происходящих после заключения договора о закупках.
  • Интеграция портала государственных закупок с информационными системами других государственных органов для эффективного обмена необходимыми данными.
  • Внедрение механизма платного рассмотрения жалоб поставщиков (подрядчиков) для снижения подачи необоснованных жалоб и стимулирования деятельности Независимой межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб (далее-Комиссия). Необходимо отметить, что в настоящее время, члены Комиссии работают на общественных началах (на бесплатной основе). Для обеспечения устойчивости созданного механизма рассмотрения жалоб, необходимо внедрение платы за рассмотрение жалоб. Соответствующие изменения уже внесены в Закон и ведется подготовительная работа по включению услуги по рассмотрению жалоб в перечень платных государственных услуг.
  • Создание базы данных поставщиков (подрядчиков), предусматривающей наличие профайла участников государственных закупок для предупреждения случаев мошенничества, поставки товаров ненадлежащего качества и недобросовестного исполнения договорных обязательств. В свою очередь, это позволит получать достоверную и актуальную информацию о поставщиках (подрядчиках), так как планируется интеграция создаваемой Базы данных поставщиков (подрядчиков) с существующими государственными информационными ресурсами. Данная мера находится в ходе реализации в рамках технической помощи USAID, предоставленной по запросу Департамента.
  • Создание инструмента для общественного мониторинга посредством разработки и внедрения соответствующих программных продуктов.