Potential of applying Logistics in improvement of agricultural exports of Kyrgyzstan

Potential of applying Logistics in improvement of agricultural exports of Kyrgyzstan
15/02/2021
1142 | 0
Burulsun Daniyarova
Aida Dolotbakova

The development of agriculture in the Kyrgyz Republic is one of the priority areas of the Kyrgyz economy. This industry provides 1/5 of GDP and 50% of employment. More than 60% of the country's population lives in rural areas, and they all need to work. Therefore, the growth of the economy and the well-being of the country's citizens depend on the development of agriculture. The current state of agriculture does not meet the requirements of the existing market. The agrarian industry today remains ineffective and low-profit, has many unsolved problems. Livestock productivity and crop yields remain very low. Insufficiency and deterioration of equipment, lack of seed production, neglect of the irrigation system and other problems of the agricultural sector in Kyrgyzstan remain unresolved.

Let's highlight the main problems of the agro-industrial sector that require urgent solutions:

- Small-scale production. There are over 400 thousand small farms (peasant farms) that own small land plots. This fragmentation does not allow the accumulation of powerful production potential.

- There is an acute lack of support from the state, state subsidies for irrigation of lands, plant protection, veterinary medicine, preservation and improvement of soil fertility, etc.

- There is not enough agricultural machinery.

- The need for plant protection products, mineral and organic fertilizers.

- Difficulties in selling products. Numerous intermediary organizations between agricultural producers and sales markets, which generate significant income, mainly by infringing on the interests of farmers.

- Certification. The underdevelopment of a product certification system that meets international standards is becoming a serious barrier to the export and development of agricultural products processing.

- Decrease in soil fertility, ineffective use of land and water resources;

- Lack of water resources. Losses of water from irrigation of land are almost 30% annually.

- Integration of Kyrgyzstan into the EAEU and the impact of market globalization.

It is impossible to solve all the problems at the same time, but in this article we want to draw attention to how, using logistic principles, it is possible to solve the problems associated with the export of agricultural products to the EAEU countries [2].

The lack of logistics has an extremely negative impact on the development of the country's economy and trade. This statement was made by Denny Cho, professor at the Wharton School of Business at the University of Pennsylvania (USA), at an international conference on logistics and supply chain management with the participation of international experts in transport and infrastructure of the Kyrgyz Republic. "There are many problems in the logistics of Kyrgyzstan, one of the most important is the development of infrastructure." The professor, in particular, noted the existing unresolved problems in customs clearance and in the export of goods. “Naturally, you must first understand the essence of the problems. The population still lacks the concept of logistics itself. It is necessary that as many people in business and in government as possible understand how to develop logistics [1], - he explained his idea.

The efficiency of Logistics worldwide is assessed by the Logistics Performance Index (LPI) on a five-point scale, with the lowest score being 1, the highest - 5.

The index assesses six main factors: efficiency of the customs authorities; infrastructure; ease of organizing international supplies of goods; competence in logistics; the ability to track goods throughout the supply chain; adherence to delivery times [8].

Kyrgyzstan ranks 108th out of 160 possible in the world ranking of trade logistics (the index corresponds to 2.55 points).


Figure 1. The distribution of the Logistics Performance Index (LPI) for 2018 all over the world

As shown 0n the fig. 1, the following 5 countries occupy the highest position in the Logistics Performance Index according to the World Bank for 2018: Germany - 1st place; Sweden - 2; Belgium - 3; Austria - 4; Japan - 5th place. Such major powers as the United States are in 14th place; China is in 26th place.

It should also be noted how the places in the rating of our closest partner countries are located: Kazakhstan -71; Russia -75; Uzbekistan - 99; Belarus - 103; Kyrgyzstan - 108th place; Turkmenistan - 126th place; Tajikistan -134 place [6].

As a rule, the bottom lines in the ranking are occupied by countries with a low income level, landlocked or countries where conflicts occur [5].


Figure 2. Dynamics of exports of plant products for the period 2008-2018 [4]

Considering the dynamics of the export of plant products of the Kyrgyz Republic over the past 10 years, reflected on the fig. 2, one can observe a steady growth in the export of plant products from 2010 to 2014. Export indicators in 2014 are 2 times higher than in 2009. However, in 2015, with the accession of Kyrgyzstan to the EAEU, there is a significant decline in exports by 40.2%. Over the next three years, there has been a slight increase in exports. The figures for 2018 are below the highest export growth rate in 2014 by 28%.

To achieve the set goals, namely the well-being of the agricultural sector, it is necessary to improve the state regulatory policy. In particular, legal and financial-credit relations, regulation of agricultural production, its purchase and processing, the introduction of new technologies, as well as the creation and expansion of logistics centers in all regions of the country [7].

To implement these measures, a state resolution for 2015-2017 was introduced. for the construction and expansion of logistics and agricultural trade centers. This policy should develop this sector and strengthen its export potential.

Logistic centers began to be created where the harvested crop can be stored in special storage facilities. They meet the most modern requirements and standards. Similar storage facilities will be opened in all regions of Kyrgyzstan, where the grown crops will be stored with the least loss.

The Ministry of Agriculture, Food Industry and Land Reclamation of the Kyrgyz Republic has submitted for public discussion a draft government decree “On approval of the Program for the Development and Increase of the Export Potential of Organic Agricultural Products of the Kyrgyz Republic for 2019-2023” [3]. The project was designed to develop and increase the country's export potential. Conditions are being created to ensure the availability of fresh farms for processing and export (seeds and seedlings) to modern technologies, methods, varieties, organization of the construction of storage warehouses, modern processing lines, creation of ubiquitous access to organic fertilizers, agricultural materials and agricultural machinery. It also provides for guaranteed sales of organic products in foreign markets at a high price.

The EAEU provides common standards and rules for trade in one territory, but in a competitive environment. To receive benefits, it is necessary to have state institutions for the development and maintenance of the rules of the game.

Summing up, we can say that in order to bring the efficiency of logistics to the proper level, our country needs to improve its infrastructure, customs system, simplify transportation and trade procedures, expand professional skills for the introduction of modern services, improve the regulatory framework for expanding logistics centers in all regions of the country.

List of used literature

1. Denny Cho, professor at the University of Wharton School of Business Pennsylvania (USA). Materials of the international conference on Logistics and Supply Chain Management with the participation of international experts in transport and infrastructure of the Kyrgyz Republic. Bishkek. Feb 2016

2. Kizdarbekova M.Zh. Problems and prospects for the development of logistics in Kazakhstan [Text]: Young scientist. - 2017. - No. 14. - S. 363-365.

3. Program for the development and increase of the export potential of organic agricultural products of the Kyrgyz Republic for 2019-2023.

4. Export of goods by sections. Statistical Book. Bishkek: National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic, 2019.

5. Aggregated LPI 2012-2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://lpi.worldbank.org/international/aggregated-ranking

6. Logistics efficiency index: the gap remains [Electronic resource]. - Access mode: : http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2014/03/20/logistics-performance-index-gap-persists

7. Indina M. The Ministry of Agriculture of Kyrgyzstan promises to solve problems in agriculture for 9 billion soms [Electronic resource]. - Access mode: https://knews.kg/2017/01/11/minselhoz-kyrgyzstana-obeshhaet-reshit-problemy-v-selskom-hozyajstve-za-9-mlrd-somov

8. Umetaliev A.S., Dolotbakova A.K., Kydykov A.A. Efficiency of logistics in Kyrgyzstan [Electronic resource]. - Access mode: http://ran-nauka.ru/wp-content/uploads/2014/09/Nauka-8-2017.pdf

Возможности применения логистики в улучшении экспорта продукции сельского хозяйства Кыргызстана

Возможности применения логистики в улучшении  экспорта продукции сельского хозяйства Кыргызстана
15/02/2021
139 | 5
Даниярова Бурулсун Джигиталиевна
Долотбакова Аида Кенешевна

Развитие сельского хозяйства Кыргызской Республики является одним из приоритетных направлений экономики Кыргызстана. Данная отрасль дает 1/5 часть ВВП и 50% занятости населения. В сельской местности проживает более 60% населения страны, и всем им необходимо работать. Поэтому от развития сельского хозяйства зависит рост экономики и благосостояние граждан страны. Современное состояние сельского хозяйства требованиям существующего рынка не отвечает. Аграрная отрасль на сегодня остается низкоэффективной и низкорентабельной, имеет множество нерешенных проблем. Очень низкими остаются продуктивность животноводства и урожайность сельскохозяйственных культур. Недостаточность и износ техники, отсутствие работ по семеноводству, запущенность ирригационной системы и другие проблемы отрасли сельского хозяйства Кыргызстана остаются без решения.

Выделим основные проблемы агропромышленного сектора, которые требуют безотлагательного решения:

– Мелкотоварность. Существует свыше 400 тыс. мелких фермерских (крестьянских хозяйств), являющихся собственниками небольших земельных участков. Такая раздробленность не позволяет накопить мощный производственный потенциал.

- Ощущается острый недостаток поддержки со стороны государства, государственных дотаций на ирригацию земель, защиту растений, ветеринарию, сохранение и повышение плодородия земель и т.д.

- Не хватает сельскохозяйственной техники.

- Необходимость в средствах защиты растений, минеральных и органических удобрениях.

- Трудности со сбытом продукции. Многочисленные посреднические организации между производителями сельскохозяйственной продукции и рынками реализации, которые извлекают значительные доходы, в основном за счет ущемления интересов фермеров.

- Сертификация. Неразвитость системы сертификации продуктов, соответствующей международным стандартам становится серьезным барьером на пути экспорта и развития переработки сельскохозяйственной продукции.

- Снижение плодородия почв, неэффективное использования земельных и водных ресурсов.

- Дефицит водных ресурсов. Потери воды при орошении земель составляют почти 30% ежегодно.

- Интеграция Кыргызстана в ЕАЭС и влияние глобализации рынков.

Все проблемы решить одновременно невозможно, однако в данной статье мы хотим привлечь внимание на то, как с помощью логистических принципов можно решить проблемы, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС [2].

Отсутствие логистики оказывает крайне негативное влияние на развитие экономики и торговли страны. С таким заявлением выступил профессор Уортонской школы бизнеса при Университете Пенсильвании (США) Денни Чо на международной конференции по логистике и управлению цепями поставок с участием международных экспертов в транспорте, а также инфраструктуре Кыргызской Республики. «Проблем в логистике Кыргызстана очень много, одна из важнейших - это развитие инфраструктуры». Профессор, в частности, отметил имеющиеся нерешенные проблемы по таможенной очистке и в экспорте товаров. «Естественно, необходимо сначала понять суть проблем. У населения отсутствует до сих пор понятие самой логистики. Необходимо, чтобы как можно больше людей в бизнесе и в правительстве понимали, как развивать логистику»[1], - пояснил он свою мысль.

Эффективность логистики в странах мира оценивается Индексом эффективности логистики (LPI) по пятибалльной шкале, при этом низшей оценкой является 1, высшей - 5. Индекс оценивает шесть основных факторов: эффективность работы таможенных органов; инфраструктуру; простоту организации международных поставок товаров; компетенцию в логистике; возможность отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок; соблюдение сроков доставки [8].

Кыргызстан в мировом рейтинге торговой логистики занимает 108-ое место из 160 возможных (индекс соответствует 2,55 баллов).


Рисунок 1. Распределение Индекса эффективности логистики (LPI) за 2018 г. по странам мира

Как показано на рис.1 самую высокую позицию в Индексе эффективности логистики по данным Всемирного банка за 2018 год занимают следующие 5 стран: Германия–1место; Швеция -2; Бельгия -3; Австрия - 4; Япония - 5 место.

Такие крупные державы, как США - на 14 месте; Китай – на 26 месте. Также нужно отметить, как расположились места в рейтинге наших ближайших стран - партнеров: Казахстан -71; Россия -75; Узбекистан-99; Белоруссия -103; Кыргызстан- 108 место; Туркменистан – 126 место; Таджикистан -134 место [6].

Как правило, нижние строчки в рейтинге занимают страны с низким уровнем дохода, без выхода к морю или страны, где происходят конфликты [5].


Рисунок 2.Динамика экспорта продукции растительного происхождения за период 2008-2018 гг. [4]

Рассматривая динамику экспорта продукции растительного происхождения Кыргызской Республики за последние 10 лет отраженной на рис.2 можно наблюдать устойчивый рост экспорта продукции растениеводства с 2010 по 2014 год. Показатели экспорта в 2014 году в 2 раза превышают показатели 2009 года. Однако в 2015 году с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС наблюдается значительный спад экспорта на 40,2%. За три последующих года наблюдается незначительный рост экспорта. Показатели 2018 года ниже показателя самого высокого роста экспорта в 2014 г. на 28%.

Для достижения поставленных целей, а именно благополучия сельскохозяйственной отрасли необходимо совершенствование государственной регулятивной политики. В частности, правовые и финансово-кредитные отношения, регулирование производства продуктов сельского хозяйства, ее закупки и переработки, внедрение новых технологий, а также создание и расширение логистических центров во всех регионах страны[7].

Для реализации этих мер была введена государственная резолюция на 2015-2017 гг. для строительства и расширения центров логистики и торговли сельскохозяйственной продукцией. Эта политика должна привести к развитию данного сектора и укрепить его экспортный потенциал.

Стали создаваться логистические центры, где собранный урожай может храниться в специальных хранилищах. Они отвечают самым современным требованиям и нормам. Подобные хранилища будут открыты во всех областях Кыргызстана, где с наименьшими потерями будет храниться выращенный урожай.

Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР вынесено на общественные обсуждения проект постановления Правительства «Об утверждении Программы развития и повышения экспортного потенциала органической сельскохозяйственной продукции КР на 2019-2023 годы» [3]. Проект разработан с целью развития и повышения экспортного потенциала страны. Создаются условия по обеспечению доступности фермерских хозяйств для переработки и экспорта в свежем виде (семян и саженцев) к современным технологиям, методикам, сортам, организация строительства складов хранения, современных перерабатывающих линий, создания повсеместного доступа к органическим удобрениям, агроматериалам и сельскохозяйственной технике. Также предусматривается обеспечение гарантированного сбыта органической продукции на внешних рынках по высокой цене.

ЕАЭС предоставляет общие стандарты и правила торговли на одной территории, но в конкурентной среде. Для получения выгоды необходимо иметь государственные институты развития и поддержания правил игры.

Подводя итоги, можно сказать, что для того чтобы вывести эффективность логистики на должный уровень, нашей стране необходимо улучшить свою инфраструктуру, таможенную систему, упростить процедуры перевозок и торговли, расширить профессиональные навыки внедрения современных услуг, совершенствовать нормативную базу расширения логистических центров во всех регионах страны.

Список использованной литературы

1. Денни Чо, профессор Уортонской школы бизнеса при Университете Пенсильвании (США). Материалы международной конференции по логистике и управлению цепями поставок с участием международных экспертов в транспорте, а также инфраструктуре Кыргызской Республике. Бишкек. 2016 г.

2. Киздарбекова М.Ж. Проблемы и перспективы развития логистики в Казахстане [Текст]: Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 363-365.

3. Программа развития и повышения экспортного потенциала органической сельскохозяйственной продукции КР на 2019-2023 годы.

4. Экспорт товаров по разделам.Статистический сборник .Бишкек: Нацстатком КР, 2019.

5. Aggregated LPI 2012-2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/aggregated-ranking

6. Индекс эффективности логистики: разрыв сохраняется [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2014/03/20/logistics-performance-index-gap-persists

7. Индина М. Минсельхоз Кыргызстана обещает решить проблемы в сельском хозяйстве за 9 млрд сомов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://knews.kg/2017/01/11/minselhoz-kyrgyzstana-obeshhaet-reshit-problemy-v-selskom-hozyajstve-za-9-mlrd-somov

8. Уметалиев А. С., Долотбакова А. К., Кыдыков А.А. Эффективность логистики в Кыргызстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ran-nauka.ru/wp-content/uploads/2014/09/Nauka-8-2017.pdf