Simulation modeling as a way to predict passenger traffic

Simulation modeling as a way to predict passenger traffic
27/04/2021
449 | 0
Orumbayev Temirlan Azamatuly

2nd grade master-student,
Resource-efficient production logistics,
Kazakh-German University,
Scientific supervisor – KegenbekovZh.K.,
candidate of technical sciences, associate professor,
Kazakh-German University,

Abstract

The simulation method allows you to build models that describe the processes in the way they would be in reality.

In such a model, you can experiment with event streams and execution times, either for a single case or for a given number of trials. In this case, the results can be recorded and appropriate conclusions can be drawn.

A large class of systems is reduced to queuing systems (QS), which is difficult to investigate using analytical methods. The purpose of this work is the possibility of obtaining indicators for predicting passenger traffic using simulation modeling. To achieve the goal, the following tasks are present:

  • study of the simulation system;
  • the choice of a software product in which the model can be built;
  • analysis of the current situation in the field of public transport.

Certain events affect the transition of the QS from one state to another - the arrival of applications and their processing. The stream of events is formed from a sequence of random occurrences of events that follow, one after another at random times. Often, the actions of the whole system are determined not by one, but by several streams of events at once.

Key words: logistics, modeling, passenger traffic, public transport, transport system.

The transport system evolves annually under the influence of a very large number of unstable factors, which inevitably affects the area of functioning of public transport. The main task of both the city and private enterprises in the field of public transport and transport networks is to create and provide an affordable, reliable, constant and convenient passenger transportation service.

At the moment, the indicator of the organization of passenger traffic is not very good, one can even say that it is bad. Problematic situations in planning transportation are associated with the following factors [1, p. 25]:

  • setting a schedule for the operation of vehicles;
  • analysis and correction of routes;
  • work on servicing passengers during the trip and during their transfer;
  • setting tariffs;
  • a limited number of vehicles and so on.

All of the above problems are by no means indirectly related to the study of change trends and the creation of passenger traffic, as well as the construction of a forecast of passenger traffic. Simulation and forecasting of passenger flows often include [2, p. 102]:

  • collection of statistics and marketing research;
  • studying the parameters that can affect the appearance and change of passenger traffic;
  • forecasting the demand for transportation and the behavior of passengers in the short and long term for all transport services;
  • substantiation and calculation of prospective passenger traffic;
  • analysis of the results obtained and ideas for solving problems.

The administration of any city has and will try to eliminate some routes, not to analyze the situation, not taking into account the indicators of passenger traffic on these routes. This hasty decision of the city administration was canceled, there were no analogues, which caused the need for transfers, increased the cost of passenger travel.

After that they will have to start these routes again, it is hard to imagine how many resources our administration lost in this unsuccessful attempt [3, p. 113].

But if we assume that all changes, before taking effect, would be tested in a simulation environment that can simulate the model of the city's transport hub, then if any route was canceled, we could know the consequences in advance. If we initially knew the number of people who need public transport on a daily basis, then it would be possible to pre-allocate routes by discarding unnecessary ones or adding necessary ones.

AnyLogic software is based on an object-oriented system. This approach to understanding complex systems is one of the best methods for managing the complexity of information today, this theory allows you to show and master the structure of a complex system in a simple and natural way [5].

The result of the work done is a “flexible” model that can easily adapt to the required options. The model is a forecast for the indicators of passenger traffic, which has the ability to regulate the movement of vehicles and pedestrians. This model has the ability to adjust many parameters, which will allow you to select the value for the required situation. Parameters such as:

  • the number of buses that will pass along the route within an hour;
  • the capacity of buses;
  • dimensions and speed;
  • the number of pedestrians;
  • pedestrian movement, speed and other parameters.

The transport situation is very often a problem area in the city, a large number of public and personal transport. As a result, there are frequent traffic jams. Also in this area there is a railway station, several shopping centers, for example. And this fact implies a huge passenger traffic Based on the work, a model can be built that operates in three modes. In this work, we consider the general case of pedestrian traffic with arbitrary data, we build a graph of the bus stop. We make a forecast of passenger traffic indicators. We can regulate the number of incoming pedestrians and approaching vehicles.

Such a simulation model makes it possible to understand not only the operation of public transport, but also to forecast the appearance of passengers, which we can obtain based on the given parameters. What can help organize the work of urban transport.

In the future, on the basis of the constructed model, a complete study of the city can be carried out. The following parameters can be changed in the city:

  • elimination and addition of traffic lights, increase or decrease in their work in different modes;
  • widening of road lanes, with a large congestion of cars, by completing roads or banning parking;
  • transfer of stops, pedestrian crossings in order to establish the work of public transport and increase passenger flow;
  • redistribution of buses on each route at certain hours;
  • complete elimination of the route if necessary;
  • construction of additional stops, streets, crossings and much more, as well as all possible consequences can be studied and checked without fear of irreversible negative consequences in life.

Thus, in the future, with the availability of relevant statistical data, they can be used to build a model of the real situation and correct some negative aspects in the city's transport system. If we know the value of passenger traffic for each individual transport hub, then there will be it is possible to redistribute buses on routes, add or remove if necessary, thereby increasing profits for the city and reducing losses.

Bibliographic list

1. Arrak, AO Socio-economic efficiency of passenger transportation / AO Arrak. - Tallinn: 1982 - 200c.

2. Artynov, A. P. Automation of planning and management of transport systems / A. P. Artynov, V. V. Skaletskiy. - M .: Nauka, 1981 .-- 272 p.

3. Aliev, A.S. Modeling of traffic flows in a large city with application to the Moscow agglomeration / A. S. Aliev, A. I. Strelnikov, V. A. Shvetsov, Yu. Z. Shershevsky // Automation and Telemechanics. - 2005. —No.11. — p. 113-125.

4. Kobelev, NB Fundamentals of simulation of complex economic systems: a tutorial / NB Kobelev. - M .: Delo, 2003 .-- 336 p.

5. Website of the AnyLogic software developer // https://www.anylogic.ru/ (was available on January 8, 2021)

Имитационное моделирование как способ прогнозирования пассажиропотока

Имитационное моделирование как способ прогнозирования пассажиропотока
27/04/2021
61 | 2
Орумбаев Темирлан Азаматулы

Магистрант 2 курса специальности “Ресурсосберегающая
производственная логистика”
Казахстанско-Немецкий Университет(DKU)
Научный руководитель - Кегенбеков Ж.К.,
К.т.н., доцент,
Казахстанско-Немецкий Университет(DKU)

Аннотация

Метод имитационного моделирования позволяет выстраивать модели, которые описывают процессы, таким образом, каким было бы в реальности.

В такой модели можно поэкспериментировать с потоками событий и с временем выполнения, как для одного случая, так и для заданного количества испытаний. При этом результаты можно фиксировать и делать соответствующие выводы.

К системам массового обслуживания (СМО) сводится большой класс систем, который трудно исследовать аналитическими способами. Целью данной работы являются возможности получения показателей прогнозирования пассажиропотока с помощью имитационного моделирования.

Для достижения цели присутствуют следующие задачи:

  • изучение системы имитационного моделирования;
  • выбор программного продукта, в котором может быть построена модель;
  • анализ текущей ситуации сферы общественного транспорта.

На переход СМО из одного состояние в другое влияют определенные события – прибытие заявок и их обработка. Поток событий формируется из последовательности случайных появлений событий, которые следуют, друг за другом в случайные моменты времени. Зачастую действия целой системы определяется не одним, а сразу несколькими потоками событий.

Ключевые слова: логистика, моделирование, пассажиропоток, общественный транспорт, транспортная система.

Транспортная система эволюционирует ежегодно под воздействием очень большого числа непостоянных факторов, что, неизбежно затрагивает область функционирования перевозок общественного транспорта. Главной задачей, как города, так и частных предприятий в сфере общественного транспорта и транспортных сетей является создание и обеспечение доступной, надежной, постоянной и удобной услуги по перевозке пассажиров.

На данный момент времени показатель организации пассажирских перевозок является не очень хорошим, можно даже заявить, что он является плохим. Проблемные ситуации в планировании перевозок связаны со следующими факторами[1, c. 25]:

  • установлением графика работы транспортных средств;
  • анализом и корректировкой маршрутов;
  • работой по обслуживанию пассажиров во время поездки и при их пересадке;
  • установлением тарифов;
  • ограниченным количеством ТС и так далее.

Все вышеперечисленные проблемы далеко не косвенно связаны с исследованием тенденций изменения и созданиям пассажиропотоков, а также построением прогноза пассажиропотока. Выполнение моделирования и прогнозирования пассажиропотоков, зачастую включают в себя [2, c. 102]:

  • сбор статистики и исследования маркетинга;
  • изучение параметров, которые могут повлиять на появление и изменение пассажиропотоков;
  • прогнозирование спроса на перевозки и поведение пассажиров на краткосрочную и долгосрочную перспективы на всех видах транспорта;
  • обоснование и вычисление перспективных пассажиропотоков;
  • анализ полученных результатов и идеи по решению задач.

У администрации любого города были и будут попытки ликвидировать некоторые маршруты, не проанализировав ситуацию, не учитывая показатели пассажиропотока на данных маршрутах. Такое поспешное решение администрации города привело к неодобрительной реакции жителей города: маршруты которые были отменены, не имели аналогов, из-за чего появилась необходимость пересадок, что увеличивает затраты пассажиров на проезд. После чего им придется снова запустить данные маршруты, тяжело представить, сколько ресурсов потеряла наша администрация в этой неудачной попытке [3, c. 113].

Но если предположить, что все изменения, перед тем как вступить в силу, тестировались бы в среде имитационного моделирования, которая может, сымитировать модель транспортного узла города, то при отмене любого маршрута мы могли заранее знать последствия. Если бы мы изначально знали количество людей ежедневно нуждающихся в общественном транспорте, то можно было бы предварительно распределить маршруты, откинув лишние или добавив необходимые.

Программное обеспечение AnyLogic основано на объектно-ориентированной системе. Такой подход к пониманию сложных систем один из лучших на сегодня методов управления сложностью информации, такая теория позволяет простым и естественным образом показать и освоить структуру сложной системы [5].

Результатом проделанной работы является «гибкая» модель, которая способна легко подстраиваться под необходимые опции. Модель являющяяся прогнозом для показателей пассажиропотока, в которой есть возможность регулировки движения транспорта и пешеходов. В этой модели есть возможность регулировки множества параметров, что позволит подобрать значение под необходимую ситуацию. Изменению могут подлежать такие параметры, как:

  • количество автобусов которое в течении часа будет проходить по маршруту;
  • вместимость автобусов;
  • габариты и скорость;
  • количество пешеходов;
  • движение пешеходов, скорость и другие параметры.

Транспортная ситуация очень часто выступает проблемной зоной в городе, большое количество общественного и личного транспорта. Как итог частые пробки, на дорогах. Так же в этом районе находится железнодорожный вокзал, несколько торговых центров, к примеру. И этот факт подразумевает под собой огромный пассажиропоток.

На основании работы может быть построена модель, которая работает в трех режимах. В этой работе мы рассматриваем общий случай движения пешеходов с произвольными данными, строим график загруженности остановки. Делаем прогноз показателей пассажиропотока. Можем регулировать количество поступающих пешеходов и подъезжающего транспорта.

Такая имитационная модель дает понять не только работу общественного транспорта, но выполнить прогноз появления пассажиров, который мы можем получить, опираясь на заданные параметры. Что может помочь организовать работу городского транспорта.

В перспективе, в будущем на основании построенной модели может быть произведено полное исследование города. В городе могут быть изменены такие параметры, как:

  • ликвидация и добавление светофоров, увеличение или уменьшение их работы в разных режимах;
  • расширение дорожных полос, при большом скоплении машин, путем достройки дорог или запрета на стоянку;
  • перенос остановок, пешеходных переходов с целью наладить работу общественного транспорта и увеличения пассажирского потока;
  • перераспределение автобусов на каждом маршруте в определенные часы;
  • полная ликвидация маршрута при необходимости;
  • строительство дополнительных остановок, улиц, переходов и многое другое, а также, могут быть изучены и проверены все возможные последствия без опасения проявления необратимых негативных последствий в жизни.

Тем самым, в будущем при наличии актуальных статистических данных с их помощью можно построить модель реальной ситуации и исправить некоторые негативные моменты в транспортной системе города. Если мы будем знать значение пассажиропотока для каждого отдельного транспортного узла, то будет возможно перераспределить автобусы по маршрутам, добавить или убрать при необходимости, тем самым повысив прибыль для города и уменьшив убыток.

Библиографический список

1. Аррак, А. О. Социально-экономическая эффективность пассажирских перевозок / А. О. Аррак. – Таллинн: 1982 г. —200c.

2. Артынов, А. П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А. П. Артынов, В. В. Скалецкий. – М.: Наука, 1981. – 272 с.

3. Алиев, А.С. Моделирование транспортных потоков в крупном городе с применением к московской агломерации / А. С. Алиев, А. И. Стрельников, В. А. Швецов, Ю. З. Шершевский // Автоматика и телемеханика. — 2005. —№11.—с. 113-125.

4. Кобелев, Н. Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем: учебное пособие / Н. Б. Кобелев. – М.: Дело, 2003. — 336 с.

5. Сайт разработчика программного обеспечения AnyLogic // https://www.anylogic.ru/ (был доступен 8 января 2021 года).