Proposals for strengthen the public procurement system of the Kyrgyz Republic

Proposals for strengthen the public procurement system of the Kyrgyz Republic
14/11/2020
877 | 0
Akylbek Umetaliev

The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) and the World Bank on November 10, 2007, in close cooperation with a group of specialists established by the Government of the Kyrgyz Republic, assessed the public procurement system. The OECD methodology was based on four elements that assessed: (a) legal and regulatory framework; (b) institutional framework and good governance; (c) procurement operations and market practices; (d) reliability and transparency of the public procurement system. Figure 1 shows the scoring results for the four elements of the OECD. The highest composite score (2.1) was given to the legal and regulatory element (Element I). In other words, according to the assessment based on the baseline indicator (BI), in general, laws and regulations in the Kyrgyz Republic meet acceptable international standards. Conversely, the scores for the remaining three elements indicate serious deficiencies.

However, in subsequent periods, clear and relevant results of the assessment did not serve as the basis for an action plan for the development of the public procurement system. The Public Procurement Agency was reorganized into the Department of Public Procurement Methodology (DPPM) and subordinated to the Ministry of Finance. The National Training Center for Procurement (NTCP), which achieved stable and good results, was privatized, and its functions were later restored with great difficulty in the Training Center of the Ministry of Finance.

In February 2012, a regular country procurement review (CPR) was carried out and a report on the results of the review was drawn up by a joint mission of the World Bank (WB) and the Asian Development Bank (ADB). The most important recommendations for the Government of the Kyrgyz Republic to improve the efficiency of the public procurement system and to bring it in line with international best practices are proposed:

1. The legal framework for procurement should be reviewed and changed;

2. A strategy for improving the public procurement system for the next few years should be developed;

3. Annual reports on public procurement should be prepared and published through the procurement website;

4. The Department of public procurement Training Center should conduct frequent procurement training workshops for government officials involved in procurement activities and auditing of procurement transactions.

The above and other important recommendations are mainly implemented by the Government of the Kyrgyz Republic:

1. The authorized state body, the Department of Public Procurement, has been reinstated with broader regulatory and coordinating powers.

2. With the support of the World Bank, amendments were made and the Law on Public Procurement was adopted in 2015.

3. An electronic public procurement portal has been developed and is operating.

4. Interaction with suppliers / contractors and civil / expert community has improved.

5. The mechanism for handling complaints and claims has been active.

Following this assessment, all stakeholders were constantly and efficiently working again on Element I - a legislative and regulatory framework that was at a high international level 2.1 points out of 3, instead of working to improve the other three Elements. I can only assume that the incompetence of knowledge or the group interests of the participants in the public procurement process led them to the conclusion that the main obstacle “supposedly for the development of public procurement” was the Law “On Public Procurement”. As a result, the Law, passed in 1997, amended in 2004 and well received by the OECD, has undergone so many changes that it has become voluminous, unreadable, complex, controversial and incomprehensible. Especially for the direct users of the Law - procurement specialists, it has become unbearable and difficult to apply such a Law in practice. In the Law, you can find many errors not only of a semantic nature, but also grammatical, contradictory points and articles. The well-known principle of economics - the effect of reverse return (proverbs proving this principle: many cooks spoil soup, seven nannies have a child without eyes, when there are many shepherds, sheep die) worked, it was impossible to endlessly improve the Law, and stop still in 2008. Several examples can be given, reducing the basis for the application of the law: threshold amounts, unjustified exemption from the regulation of the Law - Article 2, paragraph 3.4.5, Article 21, paragraph 4.5., strengthening punitive measures for business-"black list", bureaucratization of complaints, the excessive complication of procedures by electronic procurement as a method, protectionism.

In my opinion, further it is necessary to suspend any interference with the existing legislative and regulatory framework under far-fetched reasons and conduct a complete revision (reengineering). Optimize, synchronize, harmonize and unify all regulations immediately, by a competent consulting company with the participation of all stakeholders.

As can be seen from the results of the 2007 assessment, for the baseline indicator “Institutional framework and governance of the public procurement system” (Element II), the average score was 1.0 on a three-point scale. Such an assessment meant the need to significantly strengthen the institutional framework - personnel and improve the efficiency of the management of the public procurement system. However, subsequently, it was not possible to ensure significant progress on this indicator, and the 2012 assessment indicated the following shortcomings and recommendations:

1. The level of procurement competence among government officials is low and there is no sustainable procurement capacity building strategy.

2. The Government of the Kyrgyz Republic needs to strengthen and support the training center of the Ministry of Finance and other qualified educational institutions, universities as one of the sustainable mechanisms for strengthening procurement capacity.

3. The Government of the Kyrgyz Republic needs to assess the needs for capacity development and, based on the results obtained, prepare and implement a national strategy for the development of procurement capacity, taking into account all available resources - such as existing mechanisms for training civil servants, universities, colleges, institutes, associations.

The successful implementation of this task was the main goal of the education strategy in the public procurement system of the Kyrgyz Republic. On my personal initiative, in order to achieve this goal in 2009, I established the Department of Logistics at the Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov to study bachelors, masters and doctoral students in public procurement. Universities should become a center for knowledge, research and excellence for procurement professionals. The authorized public procurement body, procuring entities, suppliers and contractors, business and civil society involved in public procurement processes should work closely and interact with Universities. Bachelors and masters have the knowledge and skills to manage the complete procurement process - planning, specification development, supplier market analysis, customer requirements, transportation delivery design, administrate of contract, conduct research on efficiency issues in public procurement. We have built close relationships with procuring entities, suppliers, contractors, the expert community and civil society.

The World Bank Group, recognizing the importance of institutional strengthening of the public procurement system of the Kyrgyz Republic, on May 13, 2020 launched the project "Establishment of public procurement and logistics observatory in the Kyrgyz Republic" at the Department of Logistics of the Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov. The public procurement and logistics observatory (PPLO) is a platform for observing procurement processes and promoting best practices, initiating dialogue between relevant stakeholders. PPLO will carry out qualitative and quantitative analysis of procurement processes in the Kyrgyz Republic, and share them with government officials and citizens through this portal, blogs, tweets, newsletters, seminars and trainings. It will also oversee procurement processes, disseminate innovative forms of public procurement, and advocate for best procurement practices in the Kyrgyz Republic. All this stimulates cost savings and improved procurement efficiency.

Предложения по усилению системы государственных закупок Кыргызской Республики

14/11/2020
1031 | 7
Уметалиев Акылбек Сапарбекович

Комитет Поддержки Развития (КПР), созданного при Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Всемирного Банка от 10 ноября 2007 года в тесном сотрудничестве с группой специалистов, созданная Правительством Кыргызской Республики проводили оценку систему государственных закупок.

Методология ОЭСР-КПР опиралась на четыре элемента, которые оценивали: (a) законодательную и нормативно-правовую базу; (b) институциональные основы и эффективное руководство; (c) закупочные операции и рыночную практику; (d) надежность и прозрачность системы государственных закупок. На рисунке 1 представлены результаты выставления баллов по четырем элементам ОЭСР-КПР. Каждая из точек ромба представляет один из четырех элементов. Вся площадь внутри образуемого черными линиями ромба представляет “идеальную” систему, в том смысле, что она идеально отвечает международным стандартам, как они сформулированы в определениях и методологии ОЭСР-КПР. Малый красный ромб внутри представляет графическое отображение нынешнего состояния системы государственных закупок в Кыргызской Республике.

Рисунок 1. Определение эффективности системы государственных закупок Кыргызской Республики в сравнении с международными стандартами (методология ОЭСР-КПР)

Самый высокий составной балл (2,1) получил элемент по законодательной и нормативно-правовой базе (Элемент I). Иными словами, в соответствии с оценкой на основе базового индикатора (БИ), в целом, законы и нормативно-правовые акты в Кыргызской Республике отвечают приемлемым международным стандартам. И наоборот, баллы по оставшимся трем элементам свидетельствуют о серьезных недостатках. По базовому индикатору «Институциональная основа и эффективность руководства системы государственных закупок» (Элемент II) средний балл составил 1,0. По закупочным операциям и рыночной практике (Элемент III) средний балл составил 0,7. Надежность системы государственных закупок (Элемент IV) получила 1,2 балла. Несмотря на то, что законодательная база в сфере закупок (Элемент I) эволюционировала в направлении соответствия международным стандартам, прогресс в отношении институциональных основ (Элемент II), необходимых для того, чтобы законы работали, несколько отставал. В частности, операции в системе закупок (Элемент III) не вызывают большого доверия со стороны поставщиков товаров, работ и услуг в условиях эволюционирующего национального рынка закупок. Это отражает настоятельную потребность в развитии партнерства между государственным и частным секторами по укреплению существующих средств внешнего контроля, а также эффективной реализации программы по борьбе с коррупцией (Элемент IV).

Однако в последующие периоды четкие и уместные результаты оценки не послужили основой плана действий для развития системы государственных закупок. Агентство по государственным закупкам реорганизовали в отдел методологии по государственным закупкам (ОМГЗ) и подчинили Министерству финансов. Национальный учебный центр по закупкам (НУЦЗ), добившийся устойчивых и хороших результатов приватизировали, а его функции с большим трудом впоследствии восстановили в учебном центре Министерства финансов.

В феврале 2012 года проведен очередной обзор состояния закупок в стране (ОСЗС) и составлен отчет о результатах обзора совместной миссией Всемирного банка (ВБ) и Азиатского банка развития (АБР). Предложены самые важные рекомендации для Правительства Кыргызской Республики по улучшению эффективности работы системы государственных закупок и по приведению ее в соответствие с международными передовыми практиками:

  1. Законодательная база для осуществления закупок должна быть пересмотрена и изменена, чтобы различные правовые инструменты были полными, консолидированными, согласованными и приведенными в соответствие с передовыми международными практиками, в особенности, чтобы устранить наблюдаемые разрывы в охвате и чтобы различные правовые инструменты рассматривали родственные темы одинаковым образом;
  2. Должна быть выработана стратегия по улучшению системы государственных закупок на следующие несколько лет;
  3. Должны готовиться годовые отчеты по осуществлению государственных закупок и публиковаться через веб-сайт закупок МФКР;
  4. Учебный центр МФКР должен проводить частые учебные семинары по закупкам для работников государственных органов, участвующих в осуществлении деятельности по закупкам и аудита операций по закупкам.

Вышеперечисленные и другие важные рекомендации в основном реализованы Правительством Кыргызской Республики:

  1. Вновь восстановлен уполномоченный государственный орган – Департамент государственных закупок с более широкими регулятивными и координирующими полномочиями.
  2. При поддержке Всемирного банка внесены изменения и принят Закон «О государственных закупках» в 2015 году.
  3. Разработан и работает электронный портал государственных закупок.
  4. Усилился взаимодействие с поставщиками/подрядчиками и гражданским/экспертным сообществом.
  5. Активно заработал механизм рассмотрения жалоб и претензий.

После этой оценки все заинтересованные стороны постоянно и оперативно работали опять над Элементом I – законодательно-нормативной базой, которая была на высоком международном уровне 2,1 балла из 3, вместо того, чтобы заниматься над улучшением остальных трех Элементов. Могу только предположить: некомпетентность знаний или групповые интересы участников процесса государственных закупок привели их к заключению, что главным препятствием «якобы для развития государственных закупок» являлся Закон «О государственных закупках». В результате Закон, принятый в 1997 году, измененный в 2004 году и получивший хорошую оценку ОЭСР-КПР перенес столько изменений, что он стал объемным, нечитаемым, сложным, противоречивым и непонятным. Особенно, для непосредственных пользователей Закона - специалистам по закупкам, стало невыносимо и тяжело применять в практике такой Закон. В Законе можно обнаружить множество ошибок не только смыслового характера, но и грамматических, противоречивых пунктов и статей. Сработал известный принцип экономики – эффект обратной отдачи (пословицы доказывающие этот принцип: много поваров суп портят, у семи нянек дитя без глаз, когда пастухов много, овцы дохнут), нельзя было бесконечно улучшать Закон, а остановиться еще 2008 году. Можно привести несколько примеров. Сужение базы для применения Закона: пороговые суммы, необоснованное освобождение от регулирования Закона - статья 2, п.3,4,5, статья 21, п.4,5. Усиление карательных мер бизнесу: «черный список», бюрократизация рассмотрения жалоб, чрезмерное усложнение процедур электронными закупками как методом, протекционизм. Предлагаю вместе прочитать и понять некоторые статьи настоящего Закона:

Статья 17. Конкурс одноэтапным методом

1. Основным методом государственных закупок является конкурс одноэтапным методом. При проведении конкурса одноэтапным методом количество поставщиков (подрядчиков), желающих участвовать в процедурах закупок, не ограничивается.

2. Конкурс одноэтапным методом на закупку товаров, работ и услуг является основным методом и применяется, если необходимо установить помимо цены другие критерии.

3. При закупках товаров, работ и услуг, где планируемая сумма предмета закупок превышает двукратный размер максимальной пороговой суммы, закупающая организация должна применить двухпакетный способ в соответствии со статьей 28-1 настоящего Закона.

Статья 20. Конкурс методом на понижение цены (ненужный метод)

1. Порядок проведения конкурса методом на понижение цены определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Закупающая организация может проводить закупку товаров и услуг методом на понижение цены:

Статья 24. Пункт 2. Закупающая организация устанавливает окончательный срок для представления конкурсных заявок, который должен составлять:

1) при осуществлении процедур конкурсов одноэтапным и двухэтапным методами - не менее двух недель; при осуществлении одноэтапного метода двухпакетным способом - не менее трех недель после публикации объявления о предстоящем конкурсе;

Статья 31. Пункт 1…..если отпала необходимость в дальнейшем приобретении. В последующем закупающей организации запрещено в течение финансового года приобретать предмет закупок, в котором по решению закупающей организации отпала необходимость.

Статья 32. Пункт 4. В случае неподтверждения уведомления определенным поставщиком (подрядчиком), договор заключается с поставщиком (подрядчиком), занявшим второе место в рейтинге победителя конкурса, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 настоящего Закона.

По моему убеждению, далее необходимо приостановить всякое вмешательство в существующую законодательно-нормативную базу под надуманными причинами и провести полную их ревизию (реинжиниринг). Немедленно проводить оптимизацию, синхронизацию, гармонизацию и унификацию всех нормативно-правовых актов, компетентной консультационной компанией при участии всех заинтересованных сторон.

Как видно из результатов оценки 2007 года, по базовому индикатору «Институциональная основа и эффективность руководства системы государственных закупок» (Элемент II) средний балл составил 1,0 при трехбалльной шкале. Такая оценка означал о необходимости значительного усиления институциональной основы – персонала и повышения эффективности руководства системой государственных закупок. Однако обеспечить значительный прогресс по данному индикатору не удалось и в оценке 2012 года указали следующие недостатки и рекомендации:

  1. Уровень компетентности в области закупок среди государственных должностных лиц низок. Хотя Правительство Кыргызской Республики и прилагало усилия по созданию потенциала по закупкам, но устойчивой стратегии по наращиванию потенциала по закупкам не существует.
  2. Правительству Кыргызской Республики необходимо укреплять и поддерживать учебный центр Минфина и другие квалифицированные учебные заведения, университеты в качестве одного из устойчивых механизмов укрепления потенциала в области закупок.
  3. Правительству Кыргызской Республики необходимо провести оценку потребностей в развитии потенциала и, опираясь на полученные результаты, подготовить и реализовать национальную стратегию развития потенциала в области закупок с учетом всех имеющихся ресурсов – таких как существующие механизмы подготовки государственных служащих, университеты, колледжи, институты, объединения.

Успешная и полноценная реализация этой задачи была главной целью стратегии обучения в системе государственных закупок Кыргызской Республики. По моей личной инициативе для реализации данной цели в 2009 году я создал кафедру «Логистика» в Кыргызском Государственном Техническом Университете имени И. Раззакова для подготовки бакалавров, магистров и докторантов по государственным закупкам. Университеты должны стать центром распространения знаний, исследований и передового опыта для специалистов по закупкам. Уполномоченный орган по государственным закупкам, закупающие организации, поставщики и подрядчики, деловые круги и гражданское общество, вовлеченные в процессы государственных закупок, должны тесно сотрудничать и взаимодействовать с университетами. Бакалавры и магистры обладают знаниями и навыками в управлении полным процессом закупок - планированием, разработкой спецификаций, анализом рынка поставщиков, требованиями клиентов, проектированием транспортировки и доставки, администрированием контрактов, сравнительным анализом закупок, проведением исследований проблем эффективности государственных закупок. Мы создали тесные отношения с закупающими организациями, поставщиками, подрядчиками, экспертным сообществом и гражданским обществом.

Группа Всемирного Банка, признавая важность институционального укрепления системы государственных закупок Кыргызской Республики, 13 мая 2020 года запустила проект "Создание аналитического и исследовательского центра логистики и государственных закупок в Кыргызской Республике" (АИЦЛГЗ) на кафедре "Логистика" Кыргызского Государственного Технического Университета имени И. Раззакова. Исследовательский центр логистики и государственных закупок (ИЦЛГЗ) представляет собой платформу для наблюдения за процессами закупок и пропаганды лучших практик, инициирующий диалог между соответствующими заинтересованными сторонами. Он будет выполнять качественный и количественный анализ процессов закупок в Кыргызской Республике, и делится ими с государственными служащими и гражданами через этот портал, блоги, твиты, информационные бюллетени, семинары и тренинги. Также ИЦЛГЗ будет наблюдать за процессами закупок, распространять инновационные формы системы государственных закупок и отстаивать лучшие методы закупок в Кыргызской Республике. Все это стимулирует экономию затрат и повышения эффективности закупок.