Application of SAP ERP software in the framework of transport and logistics clusters

Application of SAP ERP software in the framework of transport and logistics clusters
20/04/2021
686 | 0
Nurbaeva Damilya Kambarovna

2nd grade master - student,
Kazakh-German University
Department of Logistics,
Scientific supervisor – Kegenbekov Zhandos Kadirkhanovich
Ph.D., associate professor
Head of the Faculty of Engineering and Information Technology

One of the most effective ways to modernize and develop transport potential is the creation and development of transport and logistics clusters. A transport and logistics cluster is defined as a complex of geographically localized interconnected companies and organizations specializing in the storage, escort and delivery of goods and passengers. The most important part of the functioning of the cluster is information flows, which include collection and registration of data, processing and transmission of data, storage, protection and analysis of information. The development and implementation of modern information technologies is currently one of the urgent tasks of transport logistics.

Key words: cluster, SAP-ER, logistic center

For the first time the concept of a cluster appeared in the 80s in the works of the famous economist Michael Porter. Transport and logistics clusters (TLC) are one of the mixed types of clusters, which include a complex of infrastructure and companies specializing in the storage, escort and delivery of goods and passengers. Transport and logistics clusters are developing in regions with significant transit potential. The elements that belong to the core of the cluster carry out the main activity, and may include 3PL providers, 4 PL providers, multimodal and intermodal transport operators, large trucking and railway companies, airlines.

Cluster servicing objects are objects that are required, but activities that are not directly related to the functioning of the "core" objects. The service objects can include enterprises that implement the service functions of the cluster, i.e. informational, sales, repair, etc. In addition, the service facilities include the financial center of the cluster, i.e. a banking structure that provides financial support for the activities of cluster enterprises [1]. Also, they will include commodity and customs warehouses, freight forwarders, customs brokers. Complementary elements of the cluster will include research institutes and educational institutions. Ancillary sites will include consulting businesses, resellers, distributors, companies, licensing and certification bodies. A feature of auxiliary elements is that their presence is not necessary for the full functioning of the TLC. For the sake of optimizing the activities of the cluster, the functions of advertising, marketing and information services will be more profitable to outsource.

The most important part of the functioning of the cluster is information flows, which include data processing and transmission, storage, protection and analysis of information. It is possible to solve the problem of accelerating document circulation, improving the quality of registration, ensuring the smooth movement of goods by automating information processes. Various electronic data interchange systems are widely used today. The development and implementation of modern information technologies is currently one of the urgent tasks of transport logistics. One of the possibilities for the development of the cluster will be the use of SAP ERP software.

ERP (Enterprise Resource Planning) system is needed in order to store and process critical data, without which the functioning of the company is impossible. SAP ERP software used within the TLC will allow you to manage external and internal resources.

Concern SAP was founded in Germany in 1972. It is currently one of the largest software development companies in the world. From the very beginning of its activity, the company has been engaged in the automation of management processes within enterprises, covering accounting, financial transactions and orders for the production of products. Over time, personnel management and warehouse management appeared among the modules of the system. More detailed information about the modules is presented in Table 2. Currently, SAP consists of groups of logically related operations (transactions) within separate business functions.

Table 2. Functional areas of the SAP program

Module Description of the module function
MM Purchase Material management. Acceptance of procurement bids
PP Production Discrete or continuous production planning
FI and CO Tracking financial control and management accounting. Analysis of profit, expenses and income
НСМ People staff recruitment, salary payments
EWM Storage Warehouse management
CS Service Service cycle management, analytical reporting
SD Sales Systematic sales processes, picking, shipping

Source [2]

SAP ERP is an enterprise resource planning system that allows a company to maintain and optimize its processes. The main applications of SAP ERP are logistics, human resources and finance.

Figure 1 shows the organizational levels of the sales system in the SAP program and the structure of materials management.


Picture 1 Materials Management Structure in SAP ERP Source [3]

The Global bike in this scheme is a client - it is an independent unit in the system. The rest of the divisions in the system will be company code. The company code represents a legally independent unit of account and is the minimum unit for which a complete set of regulatory reporting can be created.

The installation of SAP ERP software has certain advantages and disadvantages, which are indicated in Table 3. As in the ERP system, this software has the ability to include a large number of processes, given the possibility of expansion and growth of the company.

Table 3. SWOT analysis for the implementation of SAP ERP software in the framework of transport and logistics clusters

Strengths: Weaknesses:
system flexibility
multilingual interface
reduced human error
implementation experience among large companies
supplier reliability
long-term nature of achieving positive results
software cost
constant technical support requirement
the complexity of the system due to the large number of connections between objects
Capabilities: Possible risks:
process optimization
close cooperation between cluster elements at all stages of work
lack of experience in implementing the system at the cluster level
data security,
long process of setup and testing
high level of implementation costs
ineffective project management

Source: compiled by the author based on [3]

Kareva I.N. in the article "Comparative characteristics of SAP and Oracle ERP systems" notes that the flexibility of the SAP system will be both an advantage and a disadvantage

After conducting the SWOT analysis, it is worth highlighting the proposals for the implementation of the SAP ERP system in the transport and logistics cluster. The main purpose of using the SAP system within the transport and logistics cluster will be to improve business processes. Figure 2 shows the proposed hierarchy of the transport and logistics cluster after the implementation of SAP software. The cluster itself will be considered a client, and its structural elements will be company codes.


Picture 2. Organizational structure of TLC after SAP ERP implementation. Compiled by the author based on [4]

The process of implementing the system itself will be a rather complicated and lengthy process. It is recommended to split the software implementation process into several stages, which are indicated in Table 4. The exact timeline will depend on the participants of the transport and logistics cluster, and the full transition may take several years.

Table 4 Stages of SAP ERP software implementation in the transport and logistics cluster.

Name of the stage Description of the stage
preparatory stage study of the client's previous activities
negotiations with the supplier development and approval of proposals for improving the cluster's performance
conclusion of a contract the supplier and the client come to a decision regarding the solutions provided, taking into account the specifics of the cluster operation
software installation supplier provides SAP software
staff training training employees to work with the program in practice
service maintenance Includes maintenance after performing the services specified in the contract

compiled by the author based on [4]

It is worth paying special attention to the stage of employee training. The stage should include theoretical lessons and the necessary teaching materials for training, as well as practice of working with the program. Difficulties may arise in the fact that it is necessary to organize training of employees of the cluster elements in accordance with their job responsibilities. In addition, the use of the SAP ERP system in the daily activities of the cluster will require some adaptation even after successfully mastering the theoretical and practical course. Klaus Schira, one of the founders of SAP, commented on his customer training experience: “I have never learned so much in such a short time, thanks to the mistakes that twenty of my students made. You will never make so many mistakes working alone”. [4]

In recent years, the influence of information and communication technologies on the possibilities for the development of TLC has been growing. The development and implementation of modern information technologies is currently one of the urgent tasks of logistics. The greatest effect from the use of an ERP system can be achieved provided that all cluster members are in the same information space. The SAP system used in the transport and logistics cluster will inform all participants at the same time.

Bibliographic list:

  1. Prokofieva T., Klimenko V. Methodological aspects of building a cluster model in the transport and logistics infrastructure of the region // Logistics and supply chain management. – 2011. – № 6 // http://www.lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1122 (was available on April 20, 2020)
  2. Yudina S. Kuznetsova M. Practice of information systems implementation management in foreign companies // Young scientist. – 2017. – № 13. – С.418-421.
  3. Kareva I. Comparative characteristics of ERP systems SAP and Oracle // Young scientist. – 2014. – № 20. – С. 279-281.
  4. The official website of the SAP company https://www.sap.com/corporate/en/company.htmlм (was available on 19.04.2020)

Применение программное обеспечения SAP ERP в рамках транспортно-логистических кластеров

Применение программное обеспечения SAP ERP в рамках транспортно-логистических кластеров
20/04/2021
106 | 6
Нурбаева Дамиля Камбаровна

Магистрант 2 курса,Казахстанско-Немецкий университет
кафедра «Логистика»,
Научный руководитель – Кегенбеков Жандос Кадырханович
К.т.н., доцент
декан факультета инжиниринга и информационных технологий

Одним из наиболее эффективных способов для модернизации и развития транспортного потенциала является создание и развитие транспортно-логистических кластеров. Транспортно-логистический кластер определяется как комплекс географически локализованных взаимосвязанных компаний и организаций, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Важнейшей частью функционирования кластера являются информационные потоки, которые включают в себя сбор и регистрацию данных, обработки и передачи данных, хранение, защита и анализ информации. Разработка и внедрение современных информационных технологий в настоящее время является одной из актуальных задач транспортной логистики.

Ключевые слова: кластер, SAP-ERP, логистический центр

Впервые понятие кластер появилось в 80-х годах в работах известного экономиста Майкла Портера. Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) являются одним из смешанных видов кластеров, которые включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал. Элементы, которые относятся к ядру кластера, выполняют основной вид деятельности, и могут включать в себя 3PL-провайдеров, 4 PL-провайдеров, операторов мультимодальных и интермодальных перевозок, крупные автотранспортные и железнодорожные компании, авиакомпании.

Обслуживающие объекты кластера – это объекты, наличие которых обязательно, но деятельность, которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра». К обслуживающим объектам могут быть отнесены предприятия, реализующие сервисные функции кластера, т.е. информационные, сбытовые, ремонтные и т.д. Кроме того, в состав обслуживающих объектов входит финансовый центр кластера, т.е. банковская структура, осуществляющая финансовое сопровождение деятельности предприятий кластера [1]. Также, к ним будут относиться товарные и таможенные склады, экспедиторы, таможенные брокеры. В дополняющие элементы кластера будут входить научно-исследовательские институты и образовательные учреждения. К вспомогательным объектам будут относиться консалтинговые предприятия, торговые посредники, дистрибьюторы, компании, органы лицензирования и сертификации. Особенностью вспомогательных элементов состоит в том, что их наличие не обязательно для полноценного функционирования ТЛК. Ради оптимизации деятельности кластера, функции рекламы, маркетинга и информационного обслуживания выгоднее будет отдать на аутсорсинг.

Важнейшей частью функционирования кластера являются информационные потоки, которые включают в себя обработку и передачу данных, хранение, защиту и анализ информации. Решить проблему ускорения документооборота, повышения качества оформления, обеспечения беспрепятственного продвижения грузов возможно путем автоматизации информационных процессов. В настоящее время широко применяются различные системы электронного обмена данными. Разработка и внедрение современных информационных технологий в настоящее время является одной из актуальных задач транспортной логистики. Одной из возможностей развития кластера будет применение программного обеспечения SAP ERP.

Система ERP (Enterprise Resource Planning) нужна для того, чтобы хранить и обрабатывать критически важные данные, без которых функционирование компании невозможно. Программное обеспечение SAP ERP, использованное в рамках ТЛК, позволит управлять внешними и внутренними ресурсами.

Концерн SAP был создан в Германии в 1972 году. В настоящее время это одна из крупнейших компаний в мире по разработке программного обеспечения. С самого начала своей деятельности, компания занималась автоматизацией процессов управления внутри предприятий, охватывая бухгалтерский учет, финансовые операции и заказы на производство продукции. Со временем среди модулей системы появились управление персоналом и управление складом. Более подробная информация о модулях представлена в таблице 2. В настоящее время SAP состоит из групп логически связанных операций (транзакций) в рамках отдельных бизнес-функций.

Таблица 2. Функциональные области программы SAP

Модуль Описание функции модуля
MM Закупка Управление материальными потоками. Принятие заявок на закупки
PP Производство Планирование производства с дискретным или непрерывном циклом
FI and CO Отслеживание контроль финансов и управленческий учет. Анализ прибыли, расходов и доходов
НСМ Люди подбор персонала, выплата зарплаты
EWM Хранение Управление складами
CS Сервис Управлением циклом обслуживания, создание аналитической отчетности
SD Сбыт Системные процессы сбыта, комплектация, отгрузка

Источник [2]

SAP ERP - система планирования ресурсов предприятия, которая позволяет компании поддерживать и оптимизировать свои процессы. К основным приложениям SAP ERP относятся логистика, кадры и финансы.

На рисунке 1 представлены организационные уровни системы сбыта в программе SAP и структура управления материальными потоками.


Рисунок 1 Структура управления материальными потоками в SAP ERP Источник [3]

Клиент, Global bike в этой схеме является мандантом – это независимая самостоятельная единица в системе. Остальные подразделения в системе будут балансовыми единицами. Балансовая единица представляет юридически независимую единицу учета, это минимальная единица, для которой может быть создан полный набор нормативной отчетности.

Установка программного обеспечения SAP ERP имеет определенные достоинства и недостатки, которые указаны в таблице 3. Как в ERP-системе, в этом программном обеспечении имеются возможности для включения большого количества процессов, учитывая возможность расширения и роста компании.

Таблица 3. SWOT- анализ для внедрения программного обеспечения SAP ERP в рамках транспортно-логистических кластеров

Сильные стороны: Слабые стороны:
гибкость системы
многоязычный интерфейс
снижение числа ошибок, связанных с человеческим фактором
опыт внедрения среди крупных компаний
надежность поставщика
долгосрочный характер достижения положительных результатов
стоимость программного обеспечения
требование постоянной
технической поддержки
сложность системы из-за большого количества связей между объектами
Возможности: Возможные риски:
оптимизация процессов
тесное сотрудничество между элементами кластера на всех стадиях работ
отсутствие опыта внедрения системы на уровне кластера
безопасность данных, долгий процесс настройки и тестирования
высокий уровень затрат на внедрение
неэффективный проектный менеджмент

Источник: составлено автором на основе [3]

Карева И.Н в статье «Сравнительная характеристика ERP-систем SAP и Oracle» отмечает, что гибкость системы SAP будет являться одновременно достоинством и недостатком

После проведения SWOT – анализа стоит отдельно выделить предложения по внедрения системы SAP ERP в транспортно-логистический кластер. Основной целью использования системы SAP в рамках транспортно-логистического кластера будет улучшение бизнес-процессов. На рисунке 2 представлена предполагаемая иерархия транспортно-логистического кластера после внедрения программного обеспечения SAP. Сам кластер будет считаться мандантом, а его структурные элементы балансовыми единицами.


Рисунок 2. Организационная структура ТЛК после внедрения SAP ERP. Составлено автором на основе [4]

Сам процесс внедрения системы будет достаточно сложным и продолжительным процессом. Процесс внедрения программного обеспечения рекомендуется разбить на несколько этапов, которые указаны в таблице 4. Точный срок будет зависеть от участников транспортно-логистического кластера, и полный переход может занять несколько лет.

Таблица 4 Этапы внедрения программного обеспечения SAP ERP в работу транспортно-логистического кластера.

Название этапа Описание этапа
подготовительный этап изучение предыдущей деятельности клиента
переговоры с поставщиком разработка и согласование предложений по улучшению деятельности кластера
заключение договора поставщик и клиент приходят к решению относительно предоставляемых решений с учетом специфики работы кластера
установка ПО поставщик предоставляет программное обеспечение SAP
обучение сотрудников подготовка сотрудников к работе с программой на практике
сервисное обслуживание Включает в себя техническое обслуживание после выполнения услуг, указанных в договоре

составлено автором на основе [4]

Стоит обратить особое внимание на этап обучения сотрудников. Этап должен включать в себя теоретические занятия и необходимые учебные материалы для обучения, а также практику работы с программой. Сложности могут появиться в том, что следует организовать обучение сотрудников элементов кластера в соответствии с их должностными обязанностями. Кроме того, использование системы SAP ERP в повседневной деятельности кластера потребует определенной адаптации даже после успешного освоения теоретического и практического курса. Клаус Шира, один из основателей компании SAP, высказался насчет своего опыта обучения клиентов: «никогда я не узнавал так много за такое короткое время, благодаря ошибкам, которые делали двадцать моих учащихся. Вы никогда не сделаете такое количество ошибок, работая в одиночку»[4]

В последние годы растет влияние информационных и коммуникационных технологий на возможности развития ТЛК. Разработка и внедрение современных информационных технологий в настоящее время является одной из актуальных задач логистики. Наибольшего эффекта от использования ERP-системы можно достичь при условии, что все участники кластера будут находиться в одном информационном пространстве. Система SAP, использованная в транспортно-логистическом кластере позволит информировать всех участников одновременно.

Библиографический список

  1. Прокофьева Т., Клименко В. Методологические аспекты построения кластерной модели в транспортно-логистической инфраструктуре региона // Логистика и управление цепями поставок. – 2011. – № 6 // http://www.lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1122 (был доступен 20 апреля 2020 года)
  2. Юдина С. Кузнецова М. Практика внедрения информационных систем управления в зарубежных компаниях// Молодой ученый. – 2017. – № 13. – С.418-421.
  3. Карева И. Сравнительная характеристика ERP систем SAP и Oracle//
    Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 279-281.
  4. Официальный сайт компании SAP https://www.sap.com/corporate/en/company.htmlм (был доступен 19.04.2020)